сайт АМИМОНО



Введите Ваш E-mail:

 

 

Платье по мотивам шетландских узоров спицами.

В этой статье я хочу поделиться своим опытом вязания платья спицами по мотивам шетландских кружев. Надо сказать, что прежде я ничего подобного не вязала. Я никогда не вязала из тонкого шелка узоры на тонких спицах, мне казалось это очень сложным и трудоемким процессом. Но очарованная красотой изделий в стиле «шетланд», я все же решилась на сей подвиг, и хочу поделиться с вами своими впечатлениями.

Забегая вперед, сразу же оговорюсь, ажурный «шетланд» стал для меня еще одной любовью с первой петельки! А сами шетландские ажуры оказались не такими уж и страшными, как показались на первый взгляд.         

Платье на основе шетландских узоров платье спицами
шетландские узоры

Итак, все по порядку.
Мне захотелось связать длинное платье с шетландскими мотивами. Просматривая традиционные шетландские шали, я заметила, что в них, как правило, сочетаются несколько различных контрастных узоров.  Именно эта пестрая и сложная «конструкция» из узоров в одном изделии и делает шетландские творения такими уникальными и необычными.  Этот принцип я решила взять за основу в композиции моего платья, и мне кажется, получилось в итоге все очень даже похоже на «классический» шетланд, такой, каким мы его привыкли видеть в тематических книгах.

Мы знаем, что классический шетланд вяжется платочной вязкой, т.е. во всех рядах лицевые петли. Понятно, что по узору могут вязаться и изнаночные петли, но основной принцип именно такой. Для шалей платочная вязка идеальна, нет изнанки, со всех сторон шаль выглядит одинаково. Многие вяжут шетландские узоры лицевой гладью, при этом почему-то такое вязание получило широкое название «ленивый шетланд», хотя я лично бы с этим поспорила. Одно дело вязать на круговых спицах лицевыми по кругу, например, юбку. Но если вяжем кофту или платье с круговых спиц всегда приходится переходить на обычные спицы, когда начинаешь вязать проймы. И тут приходится в изнаночных рядах вязать изнаночными петлями, а вязать две изнаночных вместе за заднюю стенку, чтобы сохранять наклон в рисунке да еще тонким шелком на тонких спицах – это  я вам скажу совсем не ленивый шетланд!

В любом случае, скажу одно. Один и тот же узор, связанный  по одной схеме платочной вязкой и лицевой гладью – это два совершенно разных узора. И какой нравится больше – решать Вам. Я сама раньше настороженно относилась к платочной вязке, мне почему-то казалось, что такие узоры нечеткие, невыразительные и грубоватые. Может все дело в шелке, тонкой нити, не знаю, но шетландские узоры, по моему мнению, именно в платочной вязке раскрываются по-настоящему! (При этом, когда вяжешь образец, этого совсем не видно). Да и вязать все ряды лицевыми петлями намного легче!  

Начните с образца. Свяжите один узор, потом другой. Обязательно намочите образец и растяните его. На спице ваш образец будет выглядеть, мягко говоря, неказистым, но вот стоит его расправить!

Посмотрите, как смотрится один узор, как смотрится другой, свяжите еще узор и все это на одной спице. Так вы сможете не только потренироваться (набить руку), подобрать подходящий себе узор, но и посмотреть, как узоры сочетаются между собой. Если узор оказался немного сложным или не понравился вам, начните вязать сразу другой узор, не распуская предыдущий. Может получиться так, что половина связанного узора может неплохо сочетаться с новым узором  и стать переходным участком между основными узорами. Словом, экспериментируйте!

Схемы шетландских узоров очень удобные в плане вязания: быстро запоминаются и легко соотносятся с рисунком на полотне. В любой момент четко осознаешь, на каком участке схемы идет вязание, и даже если вы вдруг собьетесь, ошибку заметите очень быстро.

Я решила взять за основу два базовых шетландских узора, которые похожи, и противопоставить им совершенно другой контрастный узор. Для перехода между узорами  добавила еще несколько небольших узоров. Главная мысль при составлении композиции – сочетать узоры между собой так, чтобы комбинация ни разу не повторилась. Ведь часто в шетландских моделях один узор плавно переходит в другой, и практически нет повторений в узорах.   

Итак, я выбрала базовый узор, условно назовем его №1 и похожий узор №2. (Хочется остановиться на этих узорах поподробнее). Основа узора – ромб, серединку которого можно заполнять разными элементами и каждый раз получается новый узор!

схема шетландских узоров схема шетландских узоров
схема шетландских узоров
схема шетландских узоров
схема шетландских узоров шетландские мотивы

Напоминаю, так как часто узор вяжется с накидами во всех рядах, то нечетные ряды мы читаем с лева направо, а четные (изнаночные) с права налево, если вы вяжете не на круговых спицах.

Узор №1 рапорт 32 петли.
      Узор №2 , рапорт 32 петли

В этом узоре вяжутся два накида вместе и «дырочка» от накида получается крупная. От этого узор очень выделяется на фоне остальных узоров.   Из этой схемы я взяла за основу только начало. Обратите внимание, на схеме в самом ромбе нечетное количество петель, но для провязывания ажура с двумя накидами необходимо четное количество петель, из-за этого на схеме в ряду от начала границы ромба 2 петли, далее ажурный элемент, а до конца границы ромба – 3 петли.  Можно сделать количество петель четным, сделав в начале каждого ромба прибавку в одну петлю, а ближе к концу – убавку. Мне нужна была полоса из ромбов, высота которой была равна высоте ромба. Поэтому я, провязав половину ромба из крупных дырочек и маленький ромбик – переход, в буквальном смысле переворачивала схему и начинала вязать ее обратно к началу. В ряду, где во второй половинке ромба на схеме в самом ромбе 7 петель, я прибавляла одну петлю за счет того, что в одном месте вместо  2 лиц. вместе вязала 1 лиц. = 2 лиц., 2 лиц. вместе, 2 накида, 1 лиц., 2 лиц. = 8 петель.

       Узор №3, рапорт 20 петель

На первый взгляд, очень простой узор, в изнаночных рядах вяжется только лицевыми петлями. Однако, я постоянно в нем путалась, часто перевязывала, пока сама для себя не определила ориентиры – «маячки». На схеме я обозначила их красными точками. Как это работает, покажу на примере с самой верхней точкой. Часто именно в середине схемы начинаешь путаться, с какой петли начать вязать ряд. Я нахожу самую близкую к началу ряда эту петлю на схеме и на спицах и начинаю от этой петли отсчитывать по схеме петли к началу ряда, пропуская накиды :   3 лиц., 2 лиц., 2 лиц., 3 лиц. Дохожу до крайней петли и уже понимаю, как ее нужно провязать, чтобы в итоге петля «маячок» совпала и на спицах и на схеме. Узор определяется границами ромба, на схеме я их отметила красной чертой, начало и конец узора. Кстати, этот узор я один раз умудрилась случайно связать вверх ногами, получилось немножечко по-другому, но мне понравилось, и  не стала перевязывать.

 Узор № 4, рапорт 12 петель.

Этот узор небольшой, служит переходом между основными узорами. Его нижняя и верхняя границы на схеме отмечены красной чертой. Один раз этот узор я связала по другому – на схеме поменяла местами накид и 2 лиц. вместе. (на полочке и спинке), узор стал смотреться по другому.

Узор № 5 – это половина узора № 3, рапорт 20 петель.

Узор №6, рапорт  34 петли

Этот узор я не довязала до конца. Он мне понравился, но, возможно, из-за большого количества накидов в схеме, полотно платья на этом участке стало мохриться, на шелке стали появляться небольшие начесы, я не стала распускать, но и продолжать вязать узор до конца не стала, узор и недовязанный смотрелся вовсе не плохо.

Кайма. Схемы каймы в ширину мне попадались маленькие, в итоге я нашла схему широкой каймы, но она оказалась слишком широкой. Я ее сократила. Начало каймы выделено в красный квадрат на схеме вверху. Продолжение от красной линии на схеме внизу. Обратите внимание на нумерацию рядов, это важно, при вязании номера рядов должны совпадать.

Переходы между узорами я вязала так. 3-4 ряда лицевыми, далее ряд * 2 лиц. вместе, накид*, далее 3-4 ряда лицевыми. Иногда я вязала два накида (* 2 лиц. вместе, накид, накид, 2 лиц. вместе с наклоном влево*), тогда «дырочки» получались больше. 

Здесь еще такой нюанс. Рапорт одного узора 32 петли, рапорт другого 20 и т.д. При этом, чтобы узор не «обрубался» по краям, нужно все рапорты уместить целиком, иногда при переходе между узорами мне приходилось прибавлять №-е количество петель, или убавлять №-е количество петель, чтобы к началу вязания нового узора у меня на спицах было необходимое количество петель. Делала я это равномерно, распределяя убавки по всему ряду. Вязаное полотно очень пластично, оно может где-то растянуться чуть больше, где-то ужаться. Сами узоры разные, где полотно тянется больше, где меньше. Разница до 10-20 петель совсем не существенна и никак не заметна, главное равномерно их прибавить или убавить.

Когда с узорами определились, встает вопрос: «С чего начинать вязать платье?»
В книгах, посвященных шетландскому вязанию на спицах, можно увидеть, что вязание начинается с каймы, далее от каймы набираются петли для подола и сам подол для платья вяжется снизу вверх. Даже схемы такие, что вязание идет снизу вверх и логичнее всего их так и вязать. Также я читала на форумах, что при таком приеме, когда полотно набирается от каймы   все полотно – кайма и подол выглядит как единое целое. Если же кайма потом пришивается отдельно, то она смотрится не так гармонично, так как присутствует шов, который все равно заметен. Еще есть вариант привязывания каймы по ходу ее вязания.

Я считаю, что для тех, кто впервые вяжет длинное платье по шетландским мотивам нужно продумать способы возможной дальнейшей переделки этого платья, если вдруг возникнет такая необходимость.  Нередко бывает, что в процессе носки или стирки вязаное полотно может вытянуться. Это очень актуально для длинного платья. Особенно если это платье в пол, когда подолу вытягиваться просто некуда. В этом случае придется распускать и лучше обойтись малой кровью.  Поэтому я сразу решила, что кайма будет вязаться отдельно от подола, чтобы в случае чего, ее легко можно было отделить от низа платья. А сам подол я  решила вязать от талии вниз, чтобы сам низ можно было в дальнейшем при необходимости без труда распустить и заново пришить не тронутую кайму. (Кайму укоротить нельзя, ее можно только заново перевязать!) Если все же узор можно вязать только снизу вверх, то тогда будет целесообразно оставить внизу место для широкой полосы, например, от низа юбки набрать петли и связать полоску узором, который напоминал бы кайму и потом к нему пришить связанную настоящую кайму. Если изделие вытянется, то можно будет распустить эту полоску. Словом, такие моменты лучше продумать заранее, чем потом осознать, что переделка будет означать – что все нужно будет связать заново. Вот при вязании второго платья, когда уже будет четкое представление о том, сколько  в длину занимает тот или иной узор, можно начинать вязание и от каймы.

Начала я свое платье от талии вверх, связала отдельно перед и спинку. В принципе, можно было начать и на круговых спицах, но я боялась не угадать с количеством петель. Связанный образец дает приблизительный расчет, как ведет себя шелк, я не знала. В итоге мне все же пришлось перевязывать все до начала пройм, но зато, после перевязки я уже точно знала, какое количество петель мне нужно вязать, какие убавки сделать для пройм и как лучше разместить на этих петлях узор, да и кое-что переделать заодно. (На фото мои перед и спинка до переделки, по ним не ориентируйтесь, там я убрала два ромба по краям и затем по другому разместила следующий рисунок. По нему можно посмотреть, как вязалась горловина).

Кому то легче сделать доскональный расчет петель, кому-то проще связать, посмотреть что получилось, внести коррективы и потом перевязать. Кому как удобно.

Для тех, кому важно знать, сколько в граммах.

Материалы. На все платье у меня ушло 370 гр. бобинного шелка. Метраж мне был озвучен 3000/100 гр., но я в этом сомневаюсь, возможно, 6000/100 гр, потому что ниточка ну уж очень тоненькая (тоньше я просто себе не могу представить!), вязала спицами в 6 нитей.

Размер 52-54

Спинка и полочка. Для спинки и полочки я набрала 224 петли, и провязала узором №1, довязав верхний ромб до конца. (Для этого спуститесь на аналогичный ряд вниз по схеме). При переходе добавила 4 петли = 228. Далее узор № 4 (где в схеме я поменяла местами 2 лиц. вместе и накид) Затем, убавила 4 петли, и провязала узор №2. Далее при вязании перехода между узорами убавила 24 петли. = 200 петель (10 рапортов узора №3) Участок, связанный узором №3 растягивается больше, чем участок, связанный узором №2, убавление петель это компенсирует, и мы избавляемся от лишних петель. Довязав узор до середины, закрываем 10 петель с двух сторон, для пройм. (Для того, чтобы закрытые петли не стягивали полотно, в ряду, предшествующему закрытию, я через каждую петлю добавляю обычный накид, тогда у меня становится не 10 петель для закрытия, а 20. Этот прием я всегда использую, когда мне кажется, что закрытые петли стягивают край полотна и он теряет эластичность.) Далее, к началу следующего узора, формируем пройму - закрываем еще по 12 петель по бокам (4 раза по 1 петле в каждом ряду, 5 раз по 1 петле в каждом втором ряду, далее 3 раза по 1 петле в каждом третьем ряду). После провязывания полоски с накидами между узорами у нас на спице 200 – 44 = 156 петель. Для переда начинаем вязать горловину, для этого закрываем по 20 петель в обе стороны от середины. Для формирования округленного выреза нам надо будет при вязании узором №2  убавить еще по 10 петель: 3 раза по 1 петле в каждом ряду и далее 7 раз по 1 петле в каждом втором ряду.

Далее начинаем вязать Узор №2, но вяжем уже два полноценных ромба в высоту. В ширину – ромб и его половинка. Для переда и спинки я выделила убавление петель со стороны рукава на схеме  красным цветом.

Для формирования округлого выреза горловины на переде к схеме  с правой стороны прибавляете 10 петель, и вяжете их по рисунку так, как схема продолжалась бы вправо, если бы не была ограничена и делаете потом убавление этих петель так, как я описала выше для горловины.

Заканчиваем узором №3, вернее вяжем его до половины. Для ровного скоса плеча, я петли не закрывала, а оставляла на спице, незакрытые, а в следующем ряду не довязывала ряды до конца.

Связав последний ряд, я оставила петли открытыми на спице, а потом сшила по петлям иглой, так плечевой шов не виден совсем. Вот мы с вами и связали верхнюю часть платья, поздравляю! Дальше остается только наслаждаться вязанием. 

Подол.  Далее набираем петли от талии и вяжем подол на круговых спицах.

Если мы вяжем платочную вязку, нам придется переворачивать вязание и вязать в обратном направлении. Чтобы вязание в месте перехода между рядами было аккуратным, необходимо потренироваться. На форуме я прочитала такой совет: вяжем ряд до конца и провязываем первую петлю нового ряда, потом снимаем ее обратно на спицу и переворачиваем вязание. Я стремилась к тому, чтобы шов был не заметен, но у меня это не получилось, стык оказался более заметен, чем я надеялась, когда полотно расправилось, видимо, нужна практика.  Еще важно по мере вязания подола платья периодически снимать петли со спицы на нитку, мочить провязанное место и все расправлять. Во-первых, легче будет расправлять это все потом, а во-вторых, только так можно контролировать длину.

вязание платья

Итак, вяжем переход между узорами, убирая 8 петель. Напоминаем, на спицах у нас 224 + 224 =448 – 8 (4 по переду и 4 по спинке) =440. Вяжем узор №3 . При этом, в переходе между рядами прибавляем 8 петель обратно и вяжем узором №2 – целый ромб и над ним еще ромб: объединяем две схемы. (18,24). Затем, вяжем узор №5, затем узор №6. Далее узор №2. Я ранее писала, что этот узор растягивается меньше, чем узоры, между которыми он находится. Поэтому я решила, что в этом месте дополнительная прибавка петель не помешает, и добавила количество ячеек-сот в середине, вместо пяти вязала шесть. Из-за этого ромб получился крупнее, и увеличилось количество рядов в высоту. Затем вяжем узором №3, потом узором №4, далее начинаем вязать узором №1, и после первого связанного ромба  плавно переходим на узор №2, который продлевается еще на рапорт в высоту. Я думаю, что к этому моменту все уже прекрасно освоились в схемах и вносить в них коррективы по ходу вязания уже ни для кого не проблема! Подол связан, платье практически готово. Остается кайма и рукава.

Для того чтобы платье как можно больше вытянулось и меньше было сюрпризов потом, пока мы будем вязать кайму и рукава, лучше дать возможность платью максимально провиснуть, повесить его на манекен или на вешалку.

Кайма. Далее вяжем кайму по схеме. Я подсмотрела такой прием. Для того, чтобы обойтись без бокового шва на кайме, начальные петли каймы набирают от провязанной крючком цепочки из воздушных петель. В конце вязания каймы цепочку распускают и с двух сторон получаются открытые петли, которые соединяют иглой без шва. Кайму я решила не пришивать, а привязать в процессе вязания крючком пышных столбиков. Это удобно, без швов, легко распределять саму кайму и можно легко распустить при необходимости. Единственное, крючком вязание получается тяжеловатым по сравнению с тонким полотном спицами. Целесообразно для этой цели взять нить тоньше, например, не в 6 нитей, а в 5 или 4. Еще нюанс, после того как это все намочится, растянется и высохнет, то что связано спицами больше ужимается обратно, чем то, что связано крючком, получается некая неровность. (Поэтому с растяжкой именно крючкового полотна лучше не усердствовать)  Но с другой стороны, разность фактур в кайме придает ей большую выразительность и это все прекрасно сочетается с обвязкой крючком горловины.

кайма платья

Я просто не знаю более удачного способа обвязки горловины, чем обвязка крючком. Это и проще в плане вязания и главное, «крючковая» основа прекрасно держит форму горловины, и она не растягивается потом.

Процесс привязывания каймы я сняла на видео.

Смотреть видеоурок.

Рукава. Расчет рукава специально я не делала. У меня была готовая выкройка рукава, я перевела ее на прозрачный целлофан, вырезала ее и приложила на свое готовое практически платье, выбрав подходящий для рукава по узорам участок. (Заметьте, этот участок уже растянут, и значит, вполне может служить ориентиром для вязания по нему рукава).

По этому ориентиру я набирала петли, делала прибавки и т.д. Рукава я вязала сверху вниз, вязала сразу оба, чтобы потом не ломать голову над тем, а сколько я тут прибавляла или убавляла петель, чтобы в итоге рукава получились одинаковыми.

Честно скажу, что мой рукав получился не идеальным. Во-первых, он оказался немного уже, чем пройма, хотя это не большая проблема, так как, сшивая рукав, можно где-то растянуть, где-то присборить, и в итоге рукав будет вшит хорошо. Во-вторых, и это главное, после того, как рукав был вшит, на примерке оказалось, что плечевой шов сползает вниз по плечу. С этим мириться было уже нельзя, и я решила немного удлинить свой рукав, и, набрав петли сверху, довязала немного, делая по бокам необходимые убавки, узором № 4

На что нужно обратить внимание. Мы знаем, что окат рукава к переду с более выраженной выемкой, чем к спинке. Этим отличается левый рукав от правого. Это нужно учитывать при вязании в убавках с левой и правой стороны рукава. Если вязать платочной вязкой, то оба рукава можно вязать одинаково, потому что у рукава не будет переда и изнанки, с любой стороны он выглядит одинаково. Но, если вам, как и мне, придется что-то довязывать, то появится шов. И этот шов (на втором рукаве) нужно будет сделать с нужной стороны, чтобы в итоге не получилось два левых или два правых рукава. Рукава готовы. Теперь вяжем кайму и привязываем ее, все сшиваем.

Горловина. Горловину я обвязала крючком, регулируя ее длину окружности по ходу вязания. Это удобно делать именно крючком, плюс крючок хорошо держит форму, если провязать несколько рядов столбиками без накида, горловина потом не растягивается. Я провяза 3 ряда, столбиками без накида, затем ряд * пышний столбик, 2 ВП* (в местах закругления вносила коррективы и вязала 1 ВП вместо 2ВП), следующий ряд * 1 СБ (цепляя за ВП предыдущего ряда), 3 ВП*, затем 3 ряда столбиками без накида  последний ряд «лежачие пышные столбики»- *пышный столбик, СБН через 3 петли*.

шетландские узоры

И наше платье готово!  Ура! Мы это сделали! Поздравляю всех с победой!!!   

Итог. Подводя итог всему моему вязальному приключению, скажу, что вязать шетландские платья оказалось более легким делом, чем казалось в начале. Признаюсь, что перспектива вязать тонкими нитками на тонких спицах по 500 петель в ряду меня пугала, но все оказалось как всегда, глаза боятся, а ручки то вяжут! Шетландские узоры очень простые и интересные для вязания, они часто менялись и просто не успевали надоедать. А та красота, которая получалась на спицах просто подгоняла вязать еще и еще. Единственный неприятный момент – перемотка шелка (уж очень это утомительный процесс) и спицы, которые быстро приходили в негодность, сменила их, наверное, штук десять, причем несколько были забракованы сразу. Спицы покупала дешевые (других тонких спиц просто не нашла у себя, а заказывать и ждать когда они придут не хватило терпения!) Тончайший шелк в 6 нитей – круговые спицы должны быть идеальными! Но я думаю, если подойти к этому осознанно, то можно найти хорошие круговые спицы. И если петельки легко скользят – то вязать шетланд сплошное удовольствие.

Схемы шетландских узоров я брала из книг и журналов.

Немного картинок с моделями для вдохновения.

Желаю всем творческого вдохновения и удачи!

Автор. Антонина Савельева.

 

Материал близкий по теме:
Шетландское вязание спицами.

 

Сборник Крючком

Сборники Японских журналов

Сборник Шида Хитоми

 

 

 


Сайт Антонины Савельевой. Все права защищены.
Использование материалов сайта в коммерческих целях запрещено.
Перепечатка материалов сайта допускается только с активной ссылкой на сайт Мир Вязания и с обязательным указанием автора статьи.
С вопросами и предложениями обращайтесь admin@mirvyazaniya.ru


Rambler's Top100 Принимаем Z-Payment Бесплатный анализ сайта